Об упаковкеДля упаковки

Справочник упаковщика

Резолюция 17.12.2007

РЕЗОЛЮЦИЯ

совместного расширенного заседания Подкомитета по развитию индустрии упаковки Комитета ТПП РФ по промышленному развитию и Национальной конфедерации упаковщиков (НКПак)

г. Москва, Торгово-промышленная палата РФ

Упаковка как атрибут подготовленности товара к обращению на промышленном и/или потребительских рынках посредством создания материальной оболочки для товара и как материальное средство организации процессов обращения товара в тех или иных логистических форматах стала сегодня элементом товаропродвижения, средством маркетинговых коммуникаций, обеспечивающим специфические конкурентные преимущества товара. Соответственно, упаковка обеспечивает конкурентоспособность товара и, соответственно, конкурентоспособность товаропроизводителя. Упаковка превратилась также в средство массовой информации, причем в одно из наиболее мощных и современных.

В развитых странах мира упаковочная отрасль входит в число ведущих отраслей экономики, как по объему производства, так и по занятости населения.

Сфера упаковки все более определяет социальный климат, оказывая большое влияние на развитие потребительского рынка и качество жизни населения.

Оборот мирового рынка упаковки 2006 года характеризуется величиной порядка 600 млрд. USD.

Доля России в объеме мирового рынка упаковки составляет немногим более 1.5%. начало бурного развития отечественной упаковочной отрасли совпало с начальным периодом рыночных преобразований в нашей стране.

В последнее время объемы производства упаковочных материалов, изделий и оборудования в России вырастают на 10-12% ежегодно. В 2006 году оборот российского рынка упаковки превысил 7,8 млрд.$. Темпы его роста значительно превышают общемировые. Однако, до настоящего времени потребление упаковки на душу населения в России уступает среднемировым показателям.

Сегодня в сфере производства упаковки действует около 1,5 тысяч крупных и средних предприятий, более 2 тысяч мелких производств. В строительство и реконструкцию предприятий по выпуску упаковки за последние 10 лет вложены сотни миллионов долларов. Созданы конкурентоспособные мощности , позволяющие, в основном, обеспечить российскую промышленность современной упаковкой. За 10 лет на рынке упаковки произошло существенное импортозамещение и доля отечественных материалов и изделий составляет более 85% от общего объема упаковки.

Основными тенденциями, определяющими спрос на упаковку стали:

  • стабильный рост объемов производства в отраслях, являющихся основными потребителями упаковки (пищевая, легкая, фармацевтическая, химическая, производство бытовой техники);
  • ужесточение требований к защитным функциям упаковки, необходимость увеличения сроков хранения продуктов без потери их свойств, обеспечение их безопасности;
  • повышение покупательской способности населения, стремление к здоровому образу жизни;
  • демографические изменения, проводящие к повышению спроса на упаковку и его структурным изменениям;
  • развитие сетей гипер и супермаркетов;
  • развитие современных технологий транспортировки и хранения;
  • ужесточение требований по охране окружающей среды.
  • защита от контрафактной продукции.

Перечисленные тенденции достаточно быстро реализуются в отечественном упаковочном производстве. Растут объемы выпуска и доля в структуре производства упаковки с высокими барьерными свойствами, обеспечивающей многократное увеличение сроков хранения товаров, в первую очередь продовольственных. В том числе: металлизированных полимерных пленок и бумаги, термоусадочных пленок, термоформованных изделий из полипропилена и полистирола, оборудования и материалов для фасовки в модифицированных газовых средах. Например, биориентированная полипропиленовая пленка, служащая основой целого класса упаковки, еще пять лет назад поступала на российский рынок только по импорту. В настоящее время введенные в стране мощности позволяют полностью удовлетворить потребности рынка в этой пленке.

Все шире используется упаковка из картона со специальными покрытиями, комбинированные материалы, бутылки и банки из алюминия. Упаковочная отрасль становится все более инновационной. После автомобилестроения это самый крупный потребитель роботизированных систем. Растет выпуск и применение упаковки с программируемыми свойствами, применение в производстве упаковочных материалов нанотехнологий, новейших технологий маркировки и идентификации товаров.

Развитие региональных рынков, стремление к сокращению транспортных издержек, экспансия торговых сетей в регионы способствует децентрализации упаковочной индустрии в России. Несмотря на укрупнение предприятий, происходит процесс более равномерного распределения мощностей по выпуску упаковочных материалов и изделий, более половины которых в недавние время было сосредоточены в центральном районе. Затраты на их создание быстро окупаются, сфера упаковки вовлекает в себя значительное количество трудовых ресурсов, что делает этот бизнес привлекательным, как для крупных промышленных центров, так и для малых городов, повышая эффективность многих отраслей экономики, в первую очередь аграрной и пищевой.

Таким образом, роль упаковки в современной экономике и социальной жизни становится ключевой. Она становится средством обеспечения конкурентоспособности отечественных товаров, стимулирует развитие потребительского рынка, улучшает качество жизни населения. Экономический эффект эффективного упаковочного решения всегда превышает затраты на упаковку.

Упаковочное производство стало одним из основных потребителей продуктов переработки целлюлозы, полимеров, металлов. Для изготовления упаковки используется около 70% картона и бумаги, более трети полимеров, значительное количество алюминия, жести, произведенных в России. Упаковка является конечным продуктом глубокой переработки сырьевых ресурсов с наибольшей добавленной стоимостью, идущим непосредственно на потребительский рынок.

Однако, именно сырьевое обеспечение производства упаковки становится фактором, тормозящим дальнейшее развитие отрасли. Все острее ощущается дефицит как количественный, так и ассортиментный в картоне, полиэтилене, полипропилене, полиэтилентерефталате и других материалах. Имеющиеся проекты развития целлюлозно-бумажной, химической и других отраслей требуют больших капиталовложений, значительного времени на их реализацию. В то же время, действующие таможенные пошлины на ввоз необходимых для изготовления конкурентоспособной упаковки материалы делают их практически недоступными для отечественных производителей упаковки. Пошлины на ввоз готовых упаковочных изделий в 2-3 раза меньше пошлин на сырье для их выпуска, что открывает дорогу импорту готовой упаковки. Это обеспечивает дополнительные прибыли зарубежным, в том числе из стран СНГ, производителям и поставщикам упаковки в ущерб российским предприятиям. Ситуация с дефицитом сырья, еще более обострится в ближайшие годы, чему способствует прошедшее обнуление вывозных таможенных пошлин на целлюлозу, картон, бумагу, другие материалы.

Непринятие мер к решению сырьевых, а также ряда других проблем, возникающих в последнее время в российской упаковочной отрасли, может привести к ее стагнации, возвращению преобладания импортных упаковочных изделий на российском рынке. Уже сегодня большинство отечественных предприятий, занятых в производстве упаковки, в том числе сделавших значительные инвестиции в свое развитие, действуют на предельном уровне рентабельности, теряя возможности вкладывать средства в расширение и совершенствование производства. Многие высокотехнологичные мощности по производству недозагружены, в то время, как потребности в упаковке на российском рынке растут на 13-15% в год. Такой рост прогнозируется на ближайшие 7-10 лет.

Решение вопросов развития рынка упаковки в России требует комплексного подхода и тесного взаимодействия с органами Федеральной законодательной и исполнительной власти, смежными отраслями, научными и образовательными учреждениями.

Целесообразна разработка Федеральной программы развития российской упаковочной отрасли на период до 2015 года.

Созданная инфраструктура, появление на рынке упаковки активных игроков, формирование и укрепление отраслевых ассоциаций и объединений, их вхождение в ТПП РФ способны осуществить разработку такой программы и тем самым обеспечить дальнейшее успешное развитие российской упаковочной индустрии.

Заслушав и обсудив доклады и сообщения, проанализировав основные факторы, сдерживающие развитие российской индустрии упаковки, УЧАСТНИКИ ЗАСЕДАНИЯ ПРЕДЛАГАЮТ:

1. Разработать Федеральную программу развития российской индустрии упаковки до 2015 года, для чего:

1.1. В первом полугодии 2008 года подготовить концепцию Федеральной программы развития российской индустрии упаковки до 2015 года.

1.2. Подготовить и провести в период работы международной выставки «РОСУПАК-2008» (23-27 июня 2008г.) отраслевую конференцию, на которой обсудить и принять концепцию программы, а также определить порядок и сроки разработки Программы. Пригласить к участию в конференции представителей органов законодательной и исполнительной власти, предприятий и организаций, занятых в производстве и применении упаковки, научных и учебных заведений, средств массовой информации.

2. Рассмотреть в течение первого квартала 2008 года совместно с РАО «Бумпром» и представителями предприятий целлюлозно-бумажной промышленности возможности ликвидации или снижения дефицита в картоне и бумаге для производства гофрокартона и упаковки из него за счет строительства и реконструкции предприятий отечественной ЦБП

Исполнительной дирекции «НКПак» подготовить и обобщить уточненные показатели инвестиционных программ предприятий, выпускающих гофрокартонную упаковку, а также данные, характеризующие динамику спроса российского рынка на упаковку из гофрокартона, рост мощностей по ее производству и количественную и ассортиментную потребность в сырье для производства этой упаковки на 2008 год и последующие 5 лет.

3. Подготовить материалы к внесению в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации поправок к Федеральному Закону «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции» на предмет внесения в перечень спиртосодержащей продукции, не облагаемой акцизным налогом, жидких полиграфических красок флексографской и глубокой печати, а также компонентов для их производства.

4. Продолжить работу над проектом Федерального закона «Об упаковке и упаковочных отходах». Включить в план работы Подкомитета по развитию индустрии упаковки Комитета ТПП РФ по промышленному развитию проведение соответствующих мероприятий.

5. При разработке Федеральных государственных образовательных стандартов учитывать необходимость разделения специальностей по отдельным направлениям деятельности в производстве и применении упаковочных оборудования, материалов и изделий.

6. Национальной конфедерации упаковщиков подготовить и направить в Правительство Российской Федерации предложения, направленные на создание равных конкурентных условий деятельности для российских производителей упаковочного оборудования, материалов и изделий по отношению к зарубежным поставщикам, в том числе:

6.1. По вопросу применения мер тарифного и нетарифного регулирования импорта и экспорта сырья и материалов, необходимых для выпуска конкурентной упаковки, а также готовых упаковочных изделий;

6.2. По практике стоимостной оценки полуфабрикатов и/или готовых упаковочных материалов и изделий и их импорта;

6.3. Установления мер дополнительного контроля за товарами, которые используются в качестве «товаров прикрытия» при ввозе в Российскую Федерацию упаковочных материалов и изделий;

6.4. По разработке и применению мер, способствующих поддержанию конкурентоспособности российских производителей упаковочного оборудования, материалов и изделий по отношению к поставщикам из стран СНГ, имеющих государственную поддержку при поставке своей продукции на территорию Российской Федерации;

6.5. О включении в «Перечень выставок и ярмарок, которые будут проводиться за рубежом в 2009 году и на которых планируется организовать российские экспозиции, частично финансируемые за счет средств федерального бюджета» крупнейшей международной выставки по упаковочной тематике;

6.6. О поддержке предприятий, осуществляющих разработку и внедрение новых видов упаковочного оборудования, материалов и изделий.

По мнению участников совместного расширенного заседания предлагаемые меры позволят уменьшить влияние негативных тенденций, существующих на российском рынке упаковки, поддержать дальнейшее развитие отечественной индустрии упаковки, обеспечивая тем самым конкурентоспособность упаковочной отрасли и российской экономики в целом.

По поручению организаторов и участников совместного заседания:

Заместитель Председателя Комитета ТПП России по промышленному развитию, ДЭН - А.П. Шитов

Президент Национальной конфедерации упаковщиков, Президент Группы компаний «ЭКОТЕК», ДЭН - А.Л. Загорский

Председатель Подкомитета по развитию индустрии упаковки Комитета ТПП РФ по промышленному развитию, исполнительный директор Национальной конфедерации упаковщиков НКПак - А.Г. Бойко

Остальные материалыВерсия для печати

Все производители и поставщики продукции: